Утверждаю

Директор школы

Положение о библиотеке МО

1.   Общие положении.

-

1.   Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждении,

участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

2.   Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения (далее - библиотека) отражается в
уставе общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими
и справочными документами учитывая при лицензировании общеобразовательного учреждения.

  1. Цели библиотеки учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
  2. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными Законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями о органа управления образование, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке, утвержденном директором общеобразовательного учреждения.

5.   Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности,
приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

6.   Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их
предоставления определяются Положением о библиотеке общо6разова1ельного учреждения и
Правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем общеобразовательного
учреждения.

  1. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
  2. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

II. Основные задачи библиотеки. Основными задачами библиотеки являются

a)      обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;

b)            формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

c)             совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

 

III. Основные функции библиотеки для реализации основных задач библиотека:

1.   Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного
учреждения:

  • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
  • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
  • хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.

2.   Создает информационную продукцию:

  • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информация;
  • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки);
  • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (Списки, обзоры, указатели и тд.);
  • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.

 

  1. Обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале.
    1. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:

 

  • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
  • создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности;
  • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
  • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
  • осуществляет популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждения книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и т.д.);
  • содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся.

5.   Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:

  • .выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
  • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестация;
  • создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
  • организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях просмотр электронных версий педагогических изданий;
  • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом.

6.   Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей
(иных законных представителей) обучающихся:

  • удовлетворяет запросы пользователей;
  • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

ГУ. Организация деятельности и управление библиотеки. Штаты. 1.   . Руководство библиотекой и контроль за её деятельностью осуществляет директор

общеобразовательного учреждения, который утверждает нормативные и технологические

 

документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотеки, и в первую очередь за комплектование сохранность её фонда, а так же создание комфортной среды для читателей.

  1. За организацию работы и результаты деятельности библиотеки заведующий библиотекой (библиотекарь), который является членом педагогического коллектива, входит в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.
  2. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
  3. Библиотека составляет годовые планы и отчеты о работе, которые обсуждаются на педагогическом совете и утверждаются директором общеобразовательного учреждения. Годовой план библиотеки является частью общего годового плана учебно-воспитательной работы общеобразовательного учреждения.
  4. График работы библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы общеобразовательного учреждения, а также правилами внутреннего трудового распорядка. Два часа рабочего дня выделяется на выполнение внутрибиблиотечной работы. Одми раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день, в который библиотека не обслуживает читателей.
  5. Штаты библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными и правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.
  6. Библиотечные работники подлежат аттестации в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, должны удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик и обязаны Выполнить Типовое положение об общеобразовательном учреждении и Положение о библиотеке.
  7. Научно-методическое руководство библиотеками образовательных учреждений осуществляется Центральной библиотечно-информационной комиссией Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации через Государственную научную педагогическую библиотеку им. К.Д.Ушинского Российской академии образования, выполняющую роль отраслевого научно-методического и информационного центра для библиотек общеобразовательных и ряд других образовательных учреждений, а также региональные методические центры, образованные на базе библиотек отдельных образовательных учреждений в регионах. Методическую помощь библиотекам в работе с детьми и юношеством могут оказывать на договорной основе также библиотеки, подведомственные Министерству культуры Российской Федерации.

VI Права и обвзанности библиотеки Работники библиотек имеют право:

-  самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения;

-  проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

-  определять источники комплектования информационных ресурсов;

-  изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;

-  определять в соответствии с правилами пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;

-  вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере).

 

- участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом уставом этог учреждения;

- иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами;

- быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;

- участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.

Работники библиотек обязаны:

- обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;

- информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;

- обеспечить научную организацию фондов каталогов;

- формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями

учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;

- совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей

- обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

- обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения;

- отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения;

- повышать квалификацию.

VII. Права и обязанности пользователей библиотеки Пользователи библиотеки имеют право:

- получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

- пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

- получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;

- продлевать срок пользования документами;

- получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

- получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользования электронным и иным оборудованием;

- участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу общеобразовательного учреждения и Положению о платных услугах, утвержденному руководителем общеобразовательного учреждения;

- обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения.

Пользователи библиотеки обязаны:

- соблюдать правила пользования библиотекой-

- бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

- поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

- пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

- убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

- расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ

 

-  возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

-  заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;

-  при нарушении правил поведения в библиотеке к посетителям могут быть

применены административные санкции — временное лишение право пользования библиотекой;

-  при нарушении сроков пользования книгами и другими документами без уважительных причин к читателям в установленном порядке могут быть применены санкции — временное лишение право пользования библиотекой;

-  полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении.

 

 

Бесплатный хостинг uCoz